Для этого родителям рекомендуется:
- сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье,
- стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями,
- научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах,
- сохранить элементы привычного режима жизни, в противном случае ребенку потом трудно будет вернуться к прежнему ритму: сон, режим питания, чередование занятий и отдыха и др.,
- поощрять физическую активность ребенка,
- поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка,
- поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах),
- поддерживать семейные традиции, ритуалы,
Полезные рекомендации для родителей, памятки по предотвращению тревожных состояний, подготовленные специалистами Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета. Материалы доступны на официальном сайте МГППУ.РФ (ссылка 1):
- Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период эпидемий 2;
- Советы для студентов и учащейся молодежи: снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах 3;
- Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома 4;
- Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за короновируса 5;
- Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении 6;
- Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за угрозы распространения коронавируса 7.
В первую очередь, следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное и адекватное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких).
Помните: не следует все время развлекать и занимать ребёнка, важно предусмотреть для него как периоды самостоятельной активности, так и совместные со взрослыми дела.
Следуйте рекомендациям, которые Вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя, педагогов и администрации школы. Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных занятий, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.
Замечательно, если в семье имеются общие увлечения, хобби. Рекомендуется обратить внимание на такие виды хобби, которые приносят пользу для единства и сплочения семьи, станут общим любимым делом как для мамы и папы, так и для детей.
Важными формами организации досуга детей являются конструирование, моделирование, рисование, лепка, эксперименты, дидактические, сюжетные и настольные игры. Несомненно, следует выделять время на чтение. Полезно сочетать различные формы семейного и индивидуального чтения, поочередное чтение вслух, выразительное чтение в лицах (по ролям), активное слушание с последующим обсуждением и т.п.
Не стоит злоупотреблять избыточным просмотром телевизора, однако несомненную пользу могут принести семейные киносеансы. Это возможность совместно выбрать фильм для просмотра, а затем обсудить его.
Семейные каникулы дома – отличный шанс систематизировать знание родословной семьи, составить (расширить) генеалогическое древо своего рода, организовать настоящую поисково-исследовательскую работу с участием всех членов семьи.
Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации. Даже несмотря на ограниченное пространство дома, существует очень много возможностей для ведения активного образа жизни и занятий физической культурой. Много таких позитивных примеров доступно в настоящее время в социальных сетях.
Для того, чтобы провести каникулы интересно и с пользой, рекомендуется мотивировать ребенка на участие в различных дистанционных интернет-проектах. Например:
- Всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена» 8 (организаторы: АНО «Россия – страна возможностей, проект «ПроеКТОриЯ» и Российское движение школьников), зарегистрировавшись с 28 марта по 22 июня 2020 года;
- Всероссийская образовательная акция по определению уровня цифровой грамотности «Цифровой диктант» 9 с 28 марта по 11 апреля 2020 года (организаторы: РОЦИТ, ОНФ и Microsoft).
Минкомсвязь РФ и АНО «Цифровая экономика» создан и постоянно пополняется портал «ВСЕ.ОНЛАЙН: Цифровое сопротивление COVID-19» 10, на котором представлено свыше 225 сервисов для комфортной жизни в условиях самоизоляции.
Для наполнения каникулярного времени детей полезным досугом рекомендуется также использовать интернет-ресурсы различной направленности.
Интернет-ресурсы, направленные на освоение образовательных программ, самостоятельную подготовку и саморазвитие
- АСУ РСО — https://asurso.ru/ 11 . На Главной странице вкладка «Учебные курсы», внизу ссылка на систему «ЯКласс» (авторизация в системе «ЯКласс» проходит автоматически с учетной записью АСУ РСО). Также во вкладке «Дневник» надо открыть вкладку «Коллекция ресурсов».
- Российская электронная школа — https://resh.edu.ru/ 12
- Билет в будущее — http://bilet-help.worldskills.ru/ 13
- Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус — https://edu.sirius.online/#/ 14
- Сайт Проектория — https://proektoria.online/lessons 15
- Всероссийский образовательный проект «Урок Цифры» — https://урокцифры.рф/ 16
- Система «ЯКласс» — https://www.yaklass.ru/ 17. Дистанционное обучение в период каникул — https://www.yaklass.ru/info/kak-organizovat-distancionnoe-obuchenie-na-kanikulah 18
- Портал «Учи.ру» — https://uchi.ru/ 19. Дистанционное обучение в период карантина — https://lp.uchi.ru/distant-uchi 20
- Яндекс.Учебник — https://education.yandex.ru/home/ 21
- Сайт «Мои достижения» — https://myskills.ru/ 22
- Информационный портал проекта «Платформа новой школы» — http://pcbl.ru/ 23
- Сайт Олимпиум — https://olimpium.ru/ 24
- Кружковое движение НТИ — https://kruzhok.org/ 25
- Система «Информационно-библиотечный центр Самарской области» — http://biblio.minobr63.ru/ 26
- Просвещение. Медиа — https://ap.prosv.ru/ 27
- Ростелеком. Лицей — https://lc.rt.ru/myeducation 28
- Образовательный портал GeekBrains — https://geekbrains.ru/ 29
- Курсы программирования Алгоритмика — https://samara.algoritmika.org/ 30
- VK для дистанционного обучения: инструкция по применению — https://vk.com/@edu-for-distant 31
- Как организовать онлайн-обучение в «Одноклассниках» во время карантина — https://insideok.ru/blog/-kak-organizovat-onlayn-obuchenie-v-odnoklassnikah-vo-vremya-karantina 32
- Семейный IT-Марафон — https://игра-интернет.рф/news/startoval-chetvertyy-semeynyy-it-marafon.html 33
- Портал Фоксфорд — https://help.foxford.ru/ 34
- Портал «Открытое образование» — https://openedu.ru/ 35
- Coursera — https://www.coursera.org/?utm_campaign=website&utm_content=top-nav-c4c&utm_medium=coursera&utm_source=enterprise 36
Интернет-ресурсы, направленные на ознакомление с российскими и мировыми культурными ценностями
Музеи и галереи:
1.Государственный Эрмитаж 37 (Санкт-Петербург) – https://www.hermitagemuseum.org 38;
2.Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) — http://www.rusmuseum.ru 39;
3. Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) – erarta.com;
4. Третьяковская галерея (Москва) — https://www.tretyakovgallery.ru 40;
5. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва) — https://www.pushkinmuseum.art 41;
6. Проект Google Art & Culture — https://artsandculture.google.com 42;
7. Лувр (Париж) — https://www.louvre.fr/en/visites-en-ligne#tabs 43;
8. Музей истории искусств (Художественно-исторический музей, Вена) — https://www.khm.at/en 44;
9. Галерея Уффици (Флоренция) — https://www.uffizi.it/en/pages/digital-archives 45;
10. Музей Ватикана и Сикстинской капеллы — http://www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/index.html 46, https://italiatut.com/muzei-vatikana 47;
11. Британский музей (Лондон) — https://www.britishmuseum.org 48, https://www.youtube.com/user/britishmuseum 49;
12. Национальный музей Прадо (Мадрид) — https://www.museodelprado.es 50;
13. Музей-театр Сальвадора Дали (Фигерас) — https://www.salvador-dali.org/en 51;
18. Национальный музей (Краков) — https://www.muzeumkrakowa.pl 52;
19. Музей изобразительных искусств (Будапешт) — https://www.szepmuveszeti.hu 53.
Театры:
1. Театр им. Маяковского, Театр им. Вахтангова, Театр Сатиры, Театр ЛЕНКОМ — https://onlineteatr.com/afisha/timetable 54;
2. Большой театр (Москва) — https://www.bolshoi.ru/about/relays;
3. Московский театр юного зрителя — https://moscowtyz.ru 55;
4. Московский художественный театр им. А.П.Чехова, Московский театр Современник, Российский академический молодежный театр, Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье», Санкт-Петербургский академический театр комедии имени А.П.Акимова и др. — https://teatr-pro.ru/about 56;
5. Метрополитен-опера (Нью-Йорк) — https://www.metopera.org 57;
6. Венская государственная опера — https://operawire.com 58.